Органы государственного регулирования деятельности ГА и их функции

С 1991 г. после ликвидации Министерства гражданской авиации (МГА) государство не осуществляет руководство хозяйственной деятельностью гражданской авиации. Осуществляются только необходимые для обеспечения безопасности полётов и соблюдения гос. законодательства, а также защиты интересов потребителей и самого государства функции гос. регулирования.

За истекшие годы проведено несколько реорганизаций органов гос. регулирования ГА вначале при Министерстве Транспорта был организован Департамент Воздушного транспорта (ДВТ), затем вместо них сформирована Федеральная авиационная служба (ФАС), переименованная в Государственную службу Гражданской авиации (ГСГА). Часть нормативных документов, изданных данными органами управления ГА, как и некоторые документы МГА до сих пор являются действующими.

На сегодня (с 2004 г.) в системе Минтранса РФ для этих целей организованы:

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) или Ространснадзор осуществляющая функции по контролю и надзору (на каждый вид транспорта — своё отделение) — ФСНСТ ( в сфере ГА, морского транспорта, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов БДД), промышленного транспорта и дорожного хозяйства).

По сфере ГА ФСНСТ осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ для эксплуатантов ВС (Авиапредприятий имеющих ВС и осуществляющих воздушные перевозки), юридических лиц, осуществляющих ТО и РАТ, иных юридических лиц, обеспечивающих безопасность полётов (Аэропортовая деятельность, авиационная безопасность).

С 23.06.2008 г. Постановлением Правительства № 467 у ФСНСТ изъята часть функций, касающаяся разрешительных действий для организации ГА и передана в Федеральное агентство Воздушного транспорта.

2. Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) — осуществляет функции по управлению гос. имуществом в сфере Гражданской авиации, осуществляет сертификацию аэродромов, аэропортов и юридических лиц, обеспечивающих перевозки (УВД, ЭРТОС), за исключением отнесённых к функциям ФСНСТ ведёт реестр гражданских аэродромов РФ. Вышеуказанные органы созданы постановлением Правительства РФ (№ 398 и № 396 от 30.07.04 г.) и являются федеральными органами исполнительной власти РФ в сфере ГА. Руководители данных органов утверждаются Правительством РФ по представлению Минтранса ГА. Осуществляют они свою деятельность через свои территориальные органы, созданные на базе федеральных административных округов.

(Региональные управления: СССР — 44; РФ — 22 вначале, теперь 7 с 9 филиалами некоторых регионах. Например: Татарский филиал при Приволжском межрегиональном управлении ГА).

ФАВТ имеет второе название — Росавиация (официальное)

Переданные в ФАВТ функции и наделение его новыми полномочиями:

1. Наделение Росавиации полномочиями авиационных властей в области гражданской авиации по принятию необходимых мер, направленных на исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров РФ:

* организация работы Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации;

* организация деятельности по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала;

*допуск к использованию комплексных пилотажных тренажеров для подготовки авиационного персонала.

2. Наделение Росавиации новыми функциями:

* предоставление эксплуатантам воздушных судов освобождений от ограничений на перевозку опасных грузов воздушным транспортом;

* ведение реестра выданных сертификатов;

* допуск перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов.

3. Включение в компетенцию Росавиации функций, которые до настоящего времени исполнялись не в полной мере, но необходимость реализации которых установлена международными и российскими нормативными и правовыми актами:

* выдача разрешений инструкторам на подготовку пилотов сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения;

* утверждение учебных программ авиационных учебных центров;

* государственная регистрация гражданских аэродромов и аэропортов;

* аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в установленной сфере деятельности;

* приостановление отправки гражданского воздушного судна иностранного производства;

* предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на эксплуатацию договорных авиалиний, а также согласование расписания полётов и тарифов.

4. Необходимость сосредоточения в одном государственном органе полномочий, оказывающих непосредственное воздействие на обеспечение должного уровня безопасности полётов, обуславливает передачу в Росавиацию из Ространснадзора следующих функций, большинство из которых по существу представляют собой государственные услуги:

* сертификация объектов гражданской авиации;

* выдача сертификатов (свидетельств) авиационного персонала;

* проведение аттестации авиационного персонала;

* признание сертификатов (свидетельств) иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала;

* государственная регистрация гражданских воздушных судов, ведение соответствующего реестра;

* участие в организации литерных рейсов;

* выдача разрешений на выполнение разовых полётов воздушных судов, если такие разрешения обусловлены особыми условиями эксплуатации воздушного судна и необходимы для обеспечения безопасности полёта;

* участие в расследовании авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, ведение их учета;

* организация в проведение инспекции гражданских воздушных судов.

Таким образом, наделение Росавиации вышеуказанными полномочиями призвано обеспечить выполнение стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), комплексно регулировать деятельность авиакомпаний и аэропортов для удовлетворения потребностей населения в безопасных, регулярных, эффективных и качественных воздушных перевозках, обеспечить соответствующую персональную ответственность при выполнении взаимоувязанных функций сертификации перевозчиков, выдачи лицензий и допуска к выполнению международных перевозок в соответствии с межправительственными соглашениями.

Кроме данных Гос. структур к управлению ГА причастен ещё Межгосударственный авиационный комитет (МАК), учреждённый странами СНГ в 1991 г, дабы сохранить единое воздушное пространство и единые правила полётов на территории бывшего СССР до появления национальной авиации и национальных документов. Прошло 16 лет, однако МАК настойчиво отстаивает своё место в системе ГА СНГ и на сегодня за ним остаются следующие функции:

— Сертификация производимой в СНГ новой авиационной техники.

— Расследование авиационных происшествий с ВС стран СНГ.

— Сохранение единых правил полётов на территории стран СНГ.